ФИО:
Телефон:
Удобное время:
Запись на консультацию
Имя (обязательно)
Телефон (обязательно)
Email (обязательно)
Удобное  для вас время, дополнительная информация

Метаморфозы сентябрь 2014

СХОДСТВО И ОТЛИЧИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Роганин Игорь Николаевич, главный врач «DAO клиник», официальный представитель Пекинского центра иглоукалывание при WFAS в России. 

ВВЕДЕНИЕ.

Хочу сразу оговориться, что сравнение двух подходов - современного и традиционного китайского - в медицине в рамках статьи может быть только в тезисах. Подробное описание деталей потребует другого формата публикации. Статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с редакторским и общепризнанным мнениями. Разберемся с терминологией.

Под современной медициной (СМ) я понимаю достижения мировой науки в области медицины за последние примерно сто пятьдесят лет. Важнейшие вехи развития, такие как клеточная теория Вирхова, открытие антибиотиков, вакцинация, развитие хирургии, современных высокотехнологических методов диагностики и лечения и многие другие привели к настоящему состоянию современной медицины. Очевидно, что есть существенные отличия в организационном, финансовом, юридическом, технологическом уровнях медицины в РФ, Германии, Израиле, США и др. странах, но объединяющим фактором СМ стала общность подходов, базирующаяся на доказательности, международной классификации болезней и сходстве принципов лечения. Научные знания о здоровье, болезнях, способах диагностики и лечения по объективным причинам требуют все большей узкой специализации и появления новых профессий. На сегодняшний день для лицензирования медицинской деятельности в РФ доступно свыше 150 специальностей, что является объективным и необходимым условием совершенствования системы здравоохранения.

Традиционная китайская медицина (ТКМ) - это система знаний о здоровье, болезнях, методах диагностики и лечения, опирающаяся на классические каноны китайской философии, описанные в трудах И-Цзин, Нэй-Цзин, Нан-Цзин, Бэн-Цзяо Ган-Му и множестве других трудов до середины прошлого века. ТКМ насчитывает более 2,5 тысячи лет своего существования. Основой ТКМ являются понятия: инь-ян; энергия ци и меридианы, по которым она двигается; биологически активные точки; теория плотных-полых органов, шести патогенных факторов, пяти первоэлементов, семи эмоций; правило БУ-СЁ; четыре диагностических метода (опрос, осмотр, пульс, язык); формирование «синдромального диагноза»; подбор терапии с учетом синдрома. Сравнение будет проводиться между современной, можно сказать, западной, и древней традиционной китайской медициной. В самом Китае в настоящее время успешно сочетаются достижения современной и традиционной медицины в приблизительно равном соотношении.

Общие положения ТКМ и СМ.

Здоровье.
В понимании ТКМ здоровье - это баланс энергии ци, крови, жидкостей тела. Человек рассматривается как система, непрерывно взаимодействующая с окружающим ее миром, в которой все должно находиться в динамическом равновесии. Идея о постоянной подстройке организма ко всем внешним и внутренним факторам влияния - основа ТКМ. В ней более четко и с большим значением выделен человек как элемент, взаимосвязанный с природой, и значительная часть механизмов терапии обращена к собственной регуляции организма.
ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». Здоровье можно рассматривать с позиций генетики, биохимии, гистологии, функции внутренних органов, функциональных систем организма, психологических, духовных, социальных факторов. Для каждого уровня рассмотрения понятия здоровья есть свои рамки нормы, которые могут быть весьма условными. Одно совершенно ясно, что здоровье - это совокупность огромного количества показателей, в которых телесные параметры связаны с психическими, социальными и энергоинформационными явлениями. Описание современного представления о здоровье может занять объем отдельной книги.

Диагностика.
Для постановки диагноза в ТКМ используется четыре диагностических приема: опрос, общий осмотр, пульсовая диагностика и определение состояния языка. В ТКМ нет и не могло быть: лабораторной, инструментальной, биохимической, морфологической, цитологической, электрофизиологической, радиоизотопной, функциональной методов диагностики. Нет таких понятий, как дистрофия, некроз, апоптоз, фиброз, атеросклероз, гипо-, гипер- и метаплазия, описывающих суть изменений в тканях, уровня понимания биохимических, иммунологических, гормональных, микробиологических, генетических и многих других нарушений в организме. Невозможно определить уровень лейкоцитов или тромбоцитов в крови, состояние клапанного аппарата сердца, особенности строения позвоночных артерий, размер атеросклеротических бляшек, наличие или отсутствие определенных вирусов, бактерий, грибов, паразитов и многого другого, что определяется методами СМ и необходимо для полного понимания происходящих в организме нарушений. Таким образом, не стоит ожидать от специалиста ТКМ нозологического диагноза. Но грамотный доктор со знанием ТКМ и СМ сможет его предположить, быстрее и точнее задать вектор дополнительных современных исследований. Возможность определять не только китайский синдром, но и состояние отдельных органов, не может быть объяснено с точки зрения современной науки. Но те, кто побывал в руках настоящих мастеров китайской диагностики, удивлялись, как можно столько рассказать о здоровье по пульсу и языку. В общем, «китайская грамота» для европейского сознания.
В СМ диагноз формируется  как совпадение всей картины болезни с известными клиническими проявлениями, типичными для определенной нозологической формы. Нозологический диагноз представляет совокупность анатомического, функционального, этиологического, патогенетического, симптоматического, конституционального и социального распознания.

Болезни.
Понятие болезней в ТКМ - это нарушение баланса энергии ци, крови и жидкостей тела. В результате китайской диагностики формируется синдромальный диагноз, например: «холод желудка, дефицит ян ци селезенки, задержка слизи». Конечно, западному медику такой диагноз ничего не скажет. Но для китайского доктора - это руководство к точным действиям. После 1950 года ТКМ подверглась систематизации и имеет четкую структуру, в которой объединены симптомы, изменения пульса и языка, дифференциальные признаки заболеваний, названия синдромов, способы лечения травяными сборами и иглоукалыванием.
Термин болезнь в СМ - «состояние организма, характеризующееся повреждением органов и тканей в результате действия патогенных факторов, развертыванием защитных реакций, направленных на ликвидацию повреждений; обычно сопровождается ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и снижением или потерей трудоспособности». Патогенные факторы могут быть физическими, химическими, биологическими, социальными и др.

Лечение.
Лечебные процедуры в ТКМ включают в себя траволечение или назначение препаратов (в основном природного происхождения), иглоукалывание, прогревание точек полынными сигарами или конусами, лечебный массаж, специальные диеты с учетом природыпищи (холодные, прохладные, нейтральные, теплые, горячие), иногда кровопускание, гуаша, назначение оздоровительной гимнастики цигун. В основном все назначения выполняются с учетом поставленного диагноза, то есть синдрома, например: при внешнем ветре-холоде, внутреннем жаре, для опускания, подъема, укрепления, гармонизации ци, для дренирования слизи или увлажнения избыточной сухости, тонизации инь или ян, питания и циркуляции крови, усиления потоотделения, выведения токсинов, успокоения энергии шэнь. В ТКМ также есть свои четкие терапевтические алгоритмы, в которых рассматриваются те же по сути идеи, только происходит это в рамках теории ТКМ.
В СМ используются следующие виды терапии:
- этиологическая, направленная на устранение причины заболевания;
- патогенетическая, направленная на устранение звеньев патологического процесса;
- симптоматическая, направленная на устранение отдельных симптомов и страданий пациента.

Доказательность в СМ.
В СМ необходимы правила, классификации, алгоритмы диагностики и лечения, доказательность, то есть стандарты, следуя которым в разных медицинских структурах пациент мог бы получить сходное заключение и лечение. Речь идет о некоем отлаженном механизме, работа которого должна дублироваться, а эффективность - подтверждаться не только самочувствием больного, но и улучшением инструментальных и лабораторных данных. Доказательность как основа СМ, с одной стороны, необходима, а с другой - становится ее ограничением. По принципу: «Чего не вижу - того не существует»! Жалобы у пациента есть, а инструментального подтверждения этим жалобам нет. В подобных ситуациях, когда симптомы есть, а доказательств нет, ТКМ может оказать существенную помощь.

Искусство доктора в ТКМ
В ТКМ наиболее значимым фактором становится глубина теоретических знаний и практический опыт доктора. Вывод китайского врача в виде синдрома сможет подтвердить только такой же опытный врач. И это уже очень далеко от доказательной медицины. Попытки создать некое подобие диагностического прибора, заменяющего человека, ведутся несколько десятилетий, но пока нельзя сказать, что успешно. Возможно, это как задача для компьютера из полного набора слов определенного языка написать стихотворение. Здесь возникает важный вопрос: «Медицина - это искусство или ремесло?» С моей точки зрения, и то и другое в зависимости от обстоятельств.

Общее сходство и отличие ТКМ и СМ.
Главное, что объединяет разные подходы, это - стремление вылечить заболевания и сохранить здоровье. Отличие - в концепции здоровья и болезней, в терминологии, в способах диагностики, в постановке и структуре диагноза, в методах лечения. При общем совпадении в целях СМ и ТКМ, между ними имеются значительные отличия.
Многие положения ТКМ отсутствуют как явление в СМ, например:
энергия ци - важный элемент китайской медицины;
меридианы - пути движения энергии;
биологически активные точки, расположенные в основном на меридианах;
функция внутренних органов со значительно расширенным для нашего понимания влиянием друг на друга и другие системы организма;
диагностика по пульсу и языку, доведенная до совершенства китайскими докторами;
структура диагноза в виде синдрома, использующая природные термины и далекая по своей сути от диагноза в СМ;
методика иглоукалывания и принципы подбора травяных сборов для определенного синдрома и многое другое.

Преимущества и недостатки ТКМ и СМ.

Преимущества ТКМ:
определение таких изменений в организме человека, которые есть как явление, но не фиксируются и не корректируются методами СМ;
получение информации от индикаторов здоровья, которые могут не проявляться в виде жалоб (пульс, язык, ушная раковина);
диагностика, которая может сократить количество последующих методов обследования, сэкономить время и средства, и, что самое главное, сразу задать правильный вектор исследований;
возможность неинструментального мониторинга состояния здоровья;
раннее выявление различных нарушений;
развитая теория негативного влияния эмоций на здоровье, возможность эффективно влиять на психоэмоциональную сферу человека;
высокая эффективность в борьбе со стрессами;
синергетическая работа с современными лекарствами;
меньшее количество побочных эффектов от растительных препаратов в отличие от синтетических лекарств, используемых в СМ;
классификация продуктов питания по природе инь-ян. Например, дамы с ожирением и избыточной задержкой воды в организме, потребляя растительную инь-пищу, могут только усложнять регуляцию веса;
более целостное понимание здоровья, обращение к собственным ресурсам с расширением адаптационных способностей организма.

Недостатки ТКМ:
отсутствие понимания явлений, которые диагностирует и лечит СМ (методы китайской диагностики не дают исчерпывающих ответов на множество вопросов о здоровье и болезнях с позиции современной науки);
возможный выбор специалистом ТКМ менее эффективного пути лечения. Например, лечение гастрита при наличии у пациента Helicobacter pylori. Высока вероятность рецидивов. Возможна и обратная ситуация: лечение гастрита методами СМ с коротким улучшением и частыми обострениями из-за синдрома «холод желудка». В этом ситуации ТКМ будет эффективней;
нельзя сказать, что с помощью ТКМ особенно успешно лечатся онкологические, эндокринные, аутоиммунные, острые заболевания, запущенные состояния с выраженными органическими нарушениями.

Преимущества СМ:
СМ успешно справляется со всеми состояниями, требующими быстрой помощи (реанимация, хирургия, токсикология);
узкие специалисты по системам организма в СМ (эндокринологи, иммунологи, гастроэнтерологи, гематологи, акушеры-гинекологи, урологи, вирусологи, бактериологи, неврологи и др.) в основном устанавливают правильный диагноз и назначают оптимальную терапию;
высокотехнологичные методы лечения (нейрохирургия, кардиохирургия, трансплантология);
высоконаучные достижения (генетика, эпигенетика);
стоматология;
психиатрия, наркология и многое другое.

Недостатки СМ:
отсутствие понимания явлений, которые диагностирует и лечит ТКМ;
полипрогмазия, одновременное (нередко необоснованное) назначениемножества лекарственных средств или лечебных процедур;
осложнения, побочные эффекты, привыкание, синдром отмены от множества современных лекарственных средств;
симптоматическая терапия;
высокая специализация, являющаяся и преимуществом, и недостатком одновременно, особенно в лечении многих хронических заболеваний внутренних органов;
появление новых микроорганизмов, устойчивых к антибиотикам;
отсутствие навыков пульсовой диагностики у современных врачей.

И в заключении.

Надо признать, что у каждого подхода есть свои сильные и слабые стороны. Для современного человека восприятие явлений в природе с точки зрения китайской медицины может показаться чем-то надуманным, сложным и трудным для понимания. И наоборот, для доктора ТКМ западный подход - слишком механистичным, фрагментированным, искусственным. На мой взгляд, речь идет о лево- и правополушарном восприятии мира. Западная культура - левополушарная (аналитическое мышление, логика, математика, последовательность процесса обработки информации, причинно-следственные связи, формирование выводов). Восточная - правополушарная (работа с образами, символами, интуиция, воображение, искусство, подсознание). Каждое полушарие выполняет свои необходимые задачи для полноценной жизнедеятельности. В работе доктора нужны и логика, и здравый смысл, и интуиция, и образное мышление. Я считаю, что наиболее ценным для заимствования и включения в практику западного врача могли бы стать адаптированные навыки диагностики по пульсу, языку, ушной раковине. Особенно для врачей общей практики. Это замечательный инструмент первичной диагностики и мониторинга состояния, который при хороших клинических знаниях позволит быстрее понять нарушения и, что еще лучше, их не допустить. Как говорит китайская мудрость: «У хорошего доктора пациенты не болеют». Выполнять эту задачу можно намного эффективнее, опираясь одновременно на достижения ТКМ и СМ. 

© 2017 Адрес: Ленинский пр-т, д.40, тел. +7 495 763 7879